Сведения об отчетах оценщиков планируется регистрировать в специальном реестре

Минэкономразвития России подготовило законопроект о создании реестра сведений об отчетах оценщиков. Соответствующие изменения планируется1 внести в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 135-ФЗ). 

 

Согласно концепции законопроекта документ, составленный по результатам определения стоимости объекта оценки, приобретет статус отчета об оценке, только если сведения о нем будут включены в указанный реестр сведений об отчетах. Предлагается прописать общие положения о механизме регистрации необходимых сведений об отчетах, подлежащих внесению в реестр, состав которых будет определяться следующими данными о (об):

  • - оценщике (оценщиках), подписавшем отчет;
  • - договоре на проведение оценки;
  • - реквизитах отчета;
  • - обязательности проведения оценки объекта (объектов) оценки;
  • - объекте оценки;
  • - виде определяемой стоимости объекта оценки;
  • - основных фактах и выводах, представленных в отчете;
  • - наличии экспертного заключения на отчет и сведениях о таком экспертном заключении;
  • - внесении изменений в отчет и иных сведениях об отчете, связанных с его составлением.

 

Если законом предусмотрена обязанность включения отчета в информационный ресурс, предполагается, что он будет подлежать включению в реестр. В законопроекте отмечается, что в реестр сведений об отчетах подлежат внесению лишь те сведения об отчетах, которые не составляют государственную тайну.

 

Также сведения, подлежащие внесению в реестр сведений об отчетах, могут разграничиваться по уровню обеспечения к ним доступа. К категории сведений, доступ к которым обеспечивается всем заинтересованным лицам в Интернете без взимания платы, предлагается отнести сведения о (об):

  • - реквизитах отчета (дата, номер);
  • - оценщике или оценщиках, подписавших отчет;
  • - виде определяемой стоимости объекта оценки;
  • - наличии экспертного заключения на отчет;
  • - наличии внесения изменений в отчет и иных сведений об отчете, связанных с его составлением.

 

Помимо этих сведений бесплатно могут быть раскрыты данные о стоимости объекта оценки, если проведение оценки является обязательным (ст. 8 Закона № 135-ФЗ), а также если раскрытие такой информации об оценке обязательно в иных информационных ресурсах и фондах данных в соответствии с законом. Кроме того, прописывается возможность предоставления доступа по запросам органов власти, Банка России и Счетной палаты РФ.

Внесение сведений об отчете в реестр будет осуществляться оценщиком, его подписавшим, или экспертом – в случае проведения экспертизы отчета.

Порядок формирования реестра, структура и состав сведений, подлежащих внесению, размер платы за их предоставление (за исключением сведений, доступ к которым обеспечивается бесплатно) будет дополнительно установлен уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

На оператора реестра сведений об отчетах предполагается возложение полномочий по мониторингу информации, содержащейся в реестре.

Ожидается, что создание реестра сведений об отчетах позволит обеспечить более эффективный контроль за профессиональной деятельностью оценщиков, что должно привести к повышению прозрачности оценочной деятельности.

 

 

Эдуард Данилов, старший директор, направление "Оценка и финансовый консалтинг" Группы компаний SRG:

"Единый реестр отчетов – инструмент необходимый, но при этом он несет в себе ряд рисков, один из которых связан с целями оценки. Если оценка попадает под критерии обязательной и затрагивает интересы государства, то, вероятно, оправдано со стороны государства упорядочить информацию и доступ к ней государственных органов. Что касается коммерческой оценки, не подпадающей под регулирование ст. 8 Закона № 135-ФЗ, то размещение отчетов, которые содержат много коммерческой и инсайдерской информации, в открытом доступе, даже если это закрытая часть реестра, сопряжено с опасностью нарушения конфиденциальности.

Оценка бизнеса, сложных имущественных комплексов, которые формально являются объектами недвижимости, часто проводится вместе с тестом на обесценение активов, для применения которого оценщик собирает и приводит в отчете бюджеты и стратегии развития предприятий, сведения об основных покупателях и поставщиках, основные условия ключевых контрактов и прочую важную коммерческую информацию. Неправомерный доступ к таким данным может нанести существенный вред государственным предприятиям, чьи отчеты об оценке будут в открытом доступе. На наш взгляд, в открытую часть необходимо добавлять ключевые реквизиты отчетов, которые выполняются только в соответствии со ст. 8 Закона № 135-ФЗ, а в закрытую часть – итоговый результат оценки."

 

http://www.garant.ru/news

Первая публикация: 24.03.2021 12:06 , Обновление: 24.03.2021 12:06